Фандрайзинг некоммерческих организаций является одним из основных источников привлечения материальных и денежных средств. Появление и популяризация данного термина связана с активным развитием благотворительности во всем мире.
Что такое фандрайзинг?
Фандрайзинг для НКО — это работа, которая основана на ее целях, тактике и применяет продуктивные методы получения ресурсов. При выполнении таких задач решаются следующие планы:
получение ресурсов от дарителей;
достижение целей НКО и реализация всех проектов;
укрепление социального благополучия;
Некоммерческий фандрайзинг работает на благо некоммерческой организации. Привлечение ресурсов не влияет на структуру и цели компании. Для фандрайзинга важно применение продуктивных способов, за счет чего разрабатываются методы, тактики и стратегии по достижению целей.
Как разработать фандрайзинговую стратегию
Успех работы фандрайзинга будет достигнут только при грамотной разработке стратегии. Сначала следует определить цели и задачи проекта. Чем подробнее они будут описаны, тем эффективнее будет результат. Следующий этап разработки стратегии — распространение проекта. Необходимо найти спонсоров и благотворителей, которые готовы пожертвовать денежные средства на цели проекта. Фандрайзер должен убедить потенциальных доноров, подробно описать задачи работы, их важность и масштаб. На этом этапе важны навыки психологии и убеждения. Недостаточно просто просить о помощи, необходимо указать, как поддержка решит проблемы. Далее происходят переговоры со спонсором. Они начинаются, когда донор будет заинтересован в проекте. Каждая сторона должна указать условия фандрайзинга. В итоге НКО и спонсор заключают договор, в котором прописаны все нюансы сотрудничества. В фандрайзинге важно доверие. Спонсор должен быть уверен в некоммерческой организации, которой он помогает. Специалисты компании должны составить подробные отчеты, в которых указана подробная информация об использовании ресурсов.
5 принципов фандрайзинга
В фандрайзинге работает 5 общих принципов, которые должны быть соблюдены, независимо от типа пожертвований и благотворителя. 1. Первый принцип — люди жертвуют ресурсы людям. Важна не сама компания, а ее сотрудники, привлеченные к проекту. Для донора (организации, фонда, частного лица) важен человеческий фактор от каждого пожертвования. Крупные суммы для благого дела можно собрать, только если в проекте будет задействовано большое количество человек. Это не касается межнациональных акций, в которых участвуют известные фигуры. 2. Второй принцип — люди передают ресурсы только добровольно. Некоммерческая организация не должна заставлять потенциальных спонсоров жертвовать денежные средства. Донора нужно убедить в необходимости такой деятельности, но принуждать нельзя. 3. Согласно третьему принципу фандрайзинга люди дают ресурсы, только если их попросить об этом. Добровольное пожертвование — редкость. Из-за этого важно общаться с потенциальными спонсорами и подробно описывать задачи проекта. 4. Четвертый принцип — ресурсы должны идти на реализацию возможностей, а не на удовлетворение потребностей. НКО должна указать, на какие задачи будут направлены средства. Нельзя заниматься фандрайзингом для пополнения бюджета компании. 5. По пятому принципу фандрайзинг должен быть успешным. НКО должна грамотно разработать стратегию проекта, чтобы достигнуть идеального результата.
Ресурсы фандрайзинга
Некоммерческий фандрайзинг направлен на получение финансовых и материальных ресурсов в НКО. Работа компании имеет социальное направление. Ресурсы могут быть направлены на повышение квалификации работников, зарплату, закупку техники и мебели. Фандрайзинг обеспечивает этими ресурсами работу организации. Для такой деятельности важна категория средств и методы привлечения, а также условия, через которые они привлекаются. В настоящее время регулярное финансирование обеспечивают денежная поддержка, гранты от государства.
Виды фандрайзинга
Фандрайзинг может быть проектным или оперативным. Первый способ направлен на реализацию конкретной программы или проекта. Для проектного фандрайзинга важно четко определить цели. Оперативное привлечение денежных средств необходимо для покрытия текущих расходов. Такой фандрайзинг подходит некоммерческой организации, у которой тяжелое финансовое положение. Стратегия и план привлечения средств должен быть утвержден высшим органом управления НКО за несколько месяцев до старта проекта. Этого времени достаточно, чтобы проработать все этапы и условия фандрайзинга.
Инструменты фандрайзинга
В настоящее время используется множество инструментов фандрайзинга для некоммерческих компаний:
индивидуальные — общение с потенциальным спонсором;
событийные — конференции, выставки и другие мероприятия;
почтовые — диалог со спонсором через почту;
телефандрайзинг — общение с донором по телефону;
солофандрайзинг — получение поддержки от известной личности (крупного бизнесмена, представителя шоу-бизнеса).
За реализацию фандрайзинга отвечает внутренняя группа специалистов. Маленькие НКО могут воспользоваться помощью сторонних организаций, которые занимаются привлечением средств.
Критерии успешного фандрайзинга
Эффективность работы гарантирована только в том случае, если в НКО будет тщательно разработано внутренняя инфраструктура. Например, если связь со СМИ не будет разработана, количество потенциальных спонсоров значительно сократится. При неправильно выбранной стратегии фандрайзинг будет хаотичным и неэффективным. Во время работы специалисты оценивают результаты фандрайзинга по разным параметрам. Чаще всего во внимание берутся время и коэффициент окупаемости затрат на привлечение спонсоров. По результатам деятельности фандрайзера внутренняя команда НКО должна оценить его коэффициент рентабельности. Если работа не принесла значительного результата, или при ее проведении компания понесла убытки, необходимо пересмотреть стратегию фандрайзинга.