ПОМОЧЬ ВЕТЕРАНАМ

Фандрайзинг в социальной работе

фандрайзинг в социальной сфере

Фандрайзинг в социальной работе

Фандрайзинг является современным направлением, которое получило широкое развитие за счет деятельности некоммерческих организаций (НКО). Распространение такого вида практической деятельности связано с тем, что такие компании сталкиваются с проблемой материального обеспечения для проведения социальной помощи нуждающимся.

Фандрайзинг как вид практической деятельности в России

Фандрайзинг в России начал развиваться в начале 90-х гг. XX века. Само понятие не имеет русского аналога и точного определения. В общем понимании, фандрайзинг — это привлечение ресурсов и средств в НКО для деятельности и реализации четко поставленных целей.

На практике некоммерческие организации используют 2 подхода к фандрайзингу:

1.        Использование маркетинговых принципов для продуктивной реализации фандрайзинговой деятельности компании. Согласно этому подходу некоммерческая организация определяет целевую аудиторию, формулирует задачи и разрабатывает маркетинговую кампанию.

2.        Фандрайзинг отношений. Она основана на важности создания долгосрочного партнерского взаимодействия с благотворителями, спонсорами и меценатами.

Фандрайзинг в социальной сфере применяется НКО, которым необходимы доноры и благотворители для решения проблем и оказания поддержки незащищенным слоям населения (малоимущие семьи, инвалиды, ветераны, пожилые люди и др.).

Фандрайзинг как социальная технология необходим для выполнения различных задач:

l  привлечение средств и ресурсов;

l  информирование спонсоров о компании, ее целях и способах реализации;

l  обеспечение нормальных условий жизни отдельных граждан, социальных групп и общества в целом.

По типу выполняемых задач фандрайзинг бывает оперативным и проектным. Оперативная деятельность направлена на привлечение средств, с помощью которых можно покрыть текущие расходы некоммерческой организации. Данный тип фандрайзинга менее эффективен, так как фактически спонсоры пополняют бюджет компании без определенной цели. Это противоположно проектной деятельности, когда доноры передают средства на реализацию конкретного проекта, акции или программы.

Фандрайзинг бывает внешним и внутренним. Если сотрудники некоммерческой организации самостоятельно разрабатывают стратегию и занимаются привлечением спонсоров, такой вид деятельности называется внутренним. Для внешнего фандрайзинга привлекается консультант или специалист из сторонней компании.

фандрайзинг — это привлечение ресурсов и средств в НКО для деятельности и реализации четко поставленных целей.

Социально ориентированные НКО как субъекты фандрайзинговой деятельности

Некоммерческие организации входят в негосударственный (третий) сектор, который всегда развивался в социальной сфере. К данному сектору относятся частные благотворители, НКО и социальные бизнес-структуры. Все эти члены фандрайзинга выполняют единую цель — решают проблемы, которые государственная власть не может решить. Такой фандрайзинг был направлен на решение точечных и узконаправленных проблем.

Краудсорсинг и краудфандинг

Изменения во взаимоотношениях и организации фандрайзинговой деятельности привели к появлению новых инструментов, которые предназначены для деятельности некоммерческих организаций и развитию общества в целом.

Краудсорсинг — это мобилизация средств людей с помощью цифровых технологий для преодоления проблем в политике, экономике, культуре и социальной сфере. Такая деятельность создана на основе возможных желаний людей безвозмездно поделиться собственными идеями. Они преследуют 2 цели:

l  бескорыстная помощь;

l  интерес в воплощении своих идей.

Главная задача краудсорсинга — дать людям не просто быть потребителями, а возможность контролировать процесс производства товаров или услуг. С помощью данной технологии каждый человек может раскрыть личностный и творческий потенциал, освоить какую-либо деятельность, найти нестандартный способ самовыражения, принять участие в решении социальных проблем.

К преимуществам краудсорсинга относятся:

l  коллективная дистанционная деятельность над общей идеи;

l  тестирование конечного продукта на участниках;

l  повышение эффективности за счет скорости работы;

l  низкая стоимость;

l  реализация нестандартных идей;

l  возможность отбора и доработки идей со стороны участников;

l  выявление потенциальных экспертов на основе рейтингов.

Заинтересованных людей можно привлекать через социальные сети и другие коммуникационные ресурсы. В соцсетях краудсорсинг особенно развит. Такой подход имеет ряд достоинств:

l  уменьшение издержек за счет вытеснения дорогостоящих аутсорсинговых услуг;

l  привлечение большого количества пользователей для достижения конкретных целей;

l  применений знаний и навыков от новичков и профессионалов (обмен опытом), вне зависимости от их местоположения;

l  применение дистанционной трудовой деятельности.

Для реализации проектов используются ресурсы пользователей социальных сетей. К таким ресурсам относятся знания, голосование, финансирование и творчество.

Через краудсорсинг создаются информационные базы лиц, которым необходима поддержка. Некоммерческие организации и государственные социальные службы формируют социальные паспорта и карты микрорайонов, городов и различных населенных пунктов. Данная информация является базовым ресурсом для НКО, которые помогают нуждающемуся населению.

Краудсорсинг используется для создания социальных рекламных кампаний. Такие проекты дают возможность участникам реализовать свои идеи. Соревновательный момент при реализации может стать стимулом среди пользователей.

Краудфандинг — одно из направлений краудсорсинга. Под данным определением понимают сбор денежных средств на благотворительность и решение социальных проблем. Краудфандинг является коллективным сотрудничеством для получения финансовых и других ресурсов с помощью интернет-платформ.

Краудфандинг получил активное развитие за счет появления и популяризации социальных сетей. Пользователи могут обмениваться новостями, обсуждать актуальные темы и распространять полезную информацию.

Для краудфандинга были созданы специальные платформы. На них публикуется информация о социальном проекте, который необходимо реализовать. Автор в публикации указывает подробные сведения о целях программы, сроках сбора средств и нужной сумме. Когда необходимая сумма набирается, автор выводит деньги и приступает к реализации проекта.

Принципы и правила организации и проведения фандрайзинговых и краудсорсинговых кампаний

Некоммерческая организация должна самостоятельно искать спонсоров. Ни один потенциальный инвестор не предложит поддержку, если о ней не попросить.

Фандрайзинг и краудсорсинг, как технологии привлечения ресурсов, подчиняются конкретным принципам. Первый и главный из них — постоянный поиск новых источников финансирования. Некоммерческая организация должна самостоятельно искать спонсоров. Ни один потенциальный инвестор не предложит поддержку, если о ней не попросить.

Согласно второму принципу НКО должны использовать максимально возможный спектр методов по привлечению ресурсов. Чем больше источников финансирования, тем стабильнее будет фандрайзинг. Разнообразие спонсорства дает возможность использовать деньги для целенаправленной деятельности и текущие расходы.

Третий принцип — создание и поддержка положительной репутации НКО. Имидж организации напрямую влияет на эффективность поиска финансирования. Благотворители чаще откликаются, если некоммерческая компания реализовывает социальные проекты и имеет положительные отзывы.

По четвертому принципу НКО должна поддерживать обратную связь с каждым благотворителем. Долгосрочные и дружеские отношения со спонсорами повышают эффективность сотрудничества.

Пятый принцип — помощь должна быть полезной некоммерческой организации. В некоторых ситуациях для получения финансовой помощи НКО должна затратить временные и организационные ресурсы, что негативно сказывается на эффективности сотрудничества. Иногда компании выгоднее отказаться от помощи.

Согласно шестому принципу сотрудничество со спонсорами должно быть эффективным. Траты на разработку и реализацию проекта не превышают объем и качество полученных ресурсов.

Седьмой принцип — высокая эффективность работы фандрайзера. Грамотная расстановка приоритетов и целей дает наиболее успешный результат.

Сама НКО должна инвестировать в фандрайзинг и краудсорсинг, чтобы поиск спонсоров был эффективнее — это восьмой принцип. Компания должна затрачивать время и организационные ресурсы на получение новых источников средств.

Девятым принципом является соблюдение этического кодекса. В России первый документ появился в 2000 году. В нем прописаны социальные нормы, права человека, необходимость в открытости информации и прозрачности действий с материальными ресурсами.

По десятому принципу НКО должна постоянно участвовать в семинарах, конференциях и социальных акциях, а также развиваться и проводить обучение сотрудников. Чем настойчивее компания будет действовать, тем эффективнее будет поиск новых спонсоров.

04.03.2022