ПОМОЧЬ ВЕТЕРАНАМ

Что такое фандрайзинг: основы и специфика привлечения ресурсов для проектов

фандрайзинг

Что такое фандрайзинг: основы и специфика привлечения ресурсов для проектов

Некоммерческая организация, деятельность которой направлена на благотворительность, может испытывать нехватку ресурсов. Привлечение инвесторов, запуск благотворительных акций и другие финансовые вопросы можно решить с помощью фандрайзинга.

Что такое фандрайзинг простыми словами

Определение фандрайзинга появилось в Америке. «Fundraising» с английского языка переводится, как «найти финансирование».

Фандрайзинг — это целенаправленное привлечение дополнительных ресурсов, направленное на благотворительную деятельность. Ресурсами являются денежные и материальные (помещения, товары, оборудование) средства.

Задачи фандрайзинга

Социальный фандрайзинг выполняет несколько задач:

l  информирование потенциальных инвесторов о деятельности компании, необходимых ресурсах и цели, которую выполняет организация;

l  определение целевой аудитории, от которой можно получить необходимые ресурсы;

l  мотивация инвесторов для регулярного финансирования для продвижения деятельности компании.

l  формирование авторитета в социуме, создание надежной репутации.

Фандрайзинг проекты должны развиваться и совершенствоваться. Главная задача направления — привлечь постоянных инвесторов.

История возникновения

Фандрайзинг появился в Америке и получил активное развитие в 80-х годах XX века. В то время некоммерческий сектор испытывал трудности, так как господдержка на социальные нужды практически отсутствовала.

С развитием фандрайзинга появились муниципальные облигации и резервные взносы. В середине 80-х направление стало самостоятельной управленческой дисциплиной.

Чем фандрайзинг отличается от краудфандинга

Фандрайзинг направлен на социальную и благотворительную деятельность. Краудфандинг же используют для привлечения финансирования в различных сферах (открытие бизнеса, разработка ПО, запуск стартапа и пр.).

Фандрайзинг подходит компаниям, имеющим статус и авторитет. У такой организации обязательно есть сайт. Краудфандинг может помочь пользователям, которые только начинают разрабатывать свою организации и набирать целевую аудиторию.

В фандрайзинге спонсор получает благодарность и причастность к добрым делам, а также подробные отчеты об использовании его средств. Инвесторы в краудфандинге может получить продукцию или услугу за участие в ее разработке.

Фандрайзинг предполагает крупные пожертвования, которые поступают регулярно. В краудфандинге чаще востребована одноразовая помощь в небольшом объеме.

Виды фандрайзинга

Фандрайзинг может быть проектным и оперативным. Первый способ привлечения необходим для реализации определенного проекта. Оперативный фандрайзинг предполагает получение ресурсов для покрытия текущих расходов.

Основы и принципы фандрайзинга

В фандрайзинге работают следующие принципы:

l  взаимное доверие спонсоров и компании;

l  деньги направляют на возможности, а не нужды;

l  фандрайзинг равносилен дружбе;

l  спонсоры способствуют развитию компании;

l  щедрая благодарность.

Основа фандрайзинга — продуманность. Донорам важно знать, на что идут их пожертвования. Некоммерческая компания разрабатывает подробные схемы и планы проектов. Все действия и мероприятия должны быть продуманы.

В каких областях работает фандрайзинг

Фандрайзинг развивает:

l  культуру;

l  социальную сферу;

l  науку;

l  спорт;

l  бизнес;

l  политику.

Источники фандрайзинга

Источниками выступают юридические и частные лица. Это могут быть различные коммерческие или благотворительные организации, фонды.

Источники классифицируются на несколько категорий:

l  инвестор (после вложения средств получает дивиденды);

l  спонсор (предоставляет помощь на определенных условиях);

l  донор (действует на безвозмездной основе);

l  меценат (предоставляет благотворительную и безвозмездную поддержку).

Как ведется фандрайзинг-проект

Фандрайзинг-проект разрабатывается в индивидуальном порядке, но у всех схем есть общий план:

1.        Оцениваются и рассчитываются будущие затраты и потребности, формируются цели и сроки реализации проекта.

2.        Аудитории информируют о предстоящем мероприятии.

3.        Налаживается общение с потенциальными спонсорами.

Методы и технологии привлечения денежных средств

Ресурсы привлекают следующими способами:

l  массовая рассылка;

l  безадресное обращение;

l  прямой диалог;

l  массовое мероприятие;

l  реклама;

l  связь с бизнесом.

Стратегия и правила эффективного фандрайзинга

Перед разработкой проекта компания должна четко определить цель фандрайзинга. Общая стратегия имеет 4 этапа:

1.        Расстановка акцентов.

2.        Распределение работы по календарным промежуткам.

3.        Коллаборации с другими компаниями.

4.        Работа над увеличением количества взносов.

Можно ли заработать на фандрайзинге

Спонсоры предоставляют средства на безвозмездной основе. Инвестор может договориться с некоммерческой компанией об особых условиях, но они не связаны с финансовой выгодой.

Пример фандрайзингового проекта

Яркий пример фандрайзинга — акция «Подари жизнь». Проводилась фотосессия, в которой моделями выступили ездовые собаки. По итогам акции создали собрали более 370 тысяч рублей. Деньги были направлены в семьи с детьми, имеющими особенности развития.

Известные фандрайзинговые проекты

Один из самых известных проектов — ALS Ice Bucket Challenge в 2014 году. Задачей акции был сбор средств для фонда ALS Association, которая занимается исследованиями бокового амиотрофического склероза. По итогам проекта было собрано около 16 млн долларов.

Кто такой фандрайзер и что он делает

Фандрайзером называю человека, который ищет ресурсы для компании и привлекает потенциальных спонсоров. В его обязанности также входит информирование общества о социально значимых проблемах.

Фандрайзер убеждает инвесторов в необходимости помощи. Он передает ценности своей компании другим людям.

Как стать фандрайзером

Хороший фандрайзер должен иметь навыки и знания в психологии, рекламе и маркетинге. В России получить специальность в учебном заведении не получится. Некоторые знания приходят только с опытом.

Начать можно с небольших волонтерских мероприятий в некоммерческих организациях. Поощряется самообразование: чтение книг и биографий известных фандрайзеров.

Известные фандрайзеры

В России самым известным фандрайзером является Дмитрий Даушев. Более 20 лет он привлекает спонсоров и инвесторов к благотворительности. Дмитрий работает во всех сферах: от экологии и до помощи бедным деревням. Благодаря ему, фандрайзинг стал популярен в России.

Канадский фандрайзер Энтони Роббинс основал компанию «Anthony Robbins Foundation», которая поддерживает молодых людей из бедных районов, пожилых людей и бездомных. За годы существования организации в ее деятельности приняли участие 4 канадских президента. Компания направляет деньги в школы, больницы и тюрьмы.

Книги по фандрайзингу

l  «Энциклопедия фандрайзинга. Как собирать деньги на социально значимые проекты» (Тимоти Сейлер, Дауйт Берлингейм, Юджин Темпел).

l  «Ловушка для внимания. Как вызвать и удержать интерес к идее, проекту или продукту» (Бен Парр).

l  «Как просить деньги?», «Как продать моральное удовлетворение?», «Фандрайзинг и мобилизация ресурсов», сборник кейсов «Фандрайзинг: истории из российской практики» (Дмитрий Даушев).

Заключение

Фандрайзинг — популярное направление для НКО. Организация привлекает инвесторов и доноров для получения безвозмездной помощи. Профессиональные фандрайзеры постоянно развивает свои навыки общения и использует различные инструменты для осведомления общественности о важных социальных проблемах.

01.03.2022